Покраска кранов: особенности технологии и выбор краски по ГОСТ

Можно ли покрасить кран в зеленый цвет или фиолетовый? Зачем вообще красить грузоподъемную технику и каким требованиям необходимо придерживаться?
Покраска крана – важная операция, проводимая согласно действующим ГОСТам и другим нормативам. Операция позволяет обезопасить конструкцию от воздействия окружающий среды, а еще повышает безопасность и положительно влияет на эффективность рабочего процесса.
Итак, что вы точно не знали об особенностях и технологиях покраски грузоподъемного оборудования?
Зачем нужна покраска крана ?

Логично предположить, что краны и прочее грузоподъемное оборудование окрашивают для обеспечения антикоррозийной защиты и продления сроков эксплуатации. Однако это не единственная причина. Вот несколько факторов, заставляющих окрашивать краны:
  • Безопасность – именно безопасность рабочих стоит на первом месте и является основной причиной. Движущиеся элементы крана, в том числе его мост или грузовые тележки должны быть хорошо видны на фоне остальной техники.
  • Защита от коррозии – металлические конструкции начинают покрываться ржавчиной уже после сборки крана. Специальное покрытие обеспечивает хорошую защиту от влаги, кислорода, пыли и даже кислот, если кран используют на химическом предприятии.
  • Внешний вид – практика показала, что ухоженный и красивый внешний вид грузоподъемного оборудования способствует эффективности рабочего процесса. Срабатывает банальная психология человека, когда при виде чистого оборудования, нам хочется работать лучше.

Покраска крана, особенно мостового, зачастую осуществляется с привлечением специалистов. Конечно, даже сами рабочие могут заниматься окрашиванием металлических пролетов. В любом случае процесс всегда будет связан с действующими ГОСТами.

Конструкция крана имеет огромное значение и обеспечивает безопасность работы, поэтому еще в советское время были разработаны специальные нормативы. Например, ГОСТ 1156-71 от 1971 года отвечает за внешний вид грузоподъемного оборудования. В нормативе прописаны все детали и рекомендации для компаний, которые занимаются покраской тяжелого оборудования.

В документе сказано, что все движущиеся элементы, в частности, стрелы башенных кранов необходимо окрашивать только в яркие цвета – желтый, светло-красный. Остальные части, в том числе основание конструкции, могут быть окрашены в темные цвета. Кстати, это правило относится к башенным кранам, а вот мостовые конструкции нужно красить только в красные и желтые оттенки.

Технология покраски кранов
Изначально все конструкции любого крана окрашивают еще на производстве. В процессе эксплуатации ответственность за покраску переходит на собственника крана. Хотя в этой технологии всегда используется несколько основных этапов. Чтобы правильно покрасить грузоподъемную технику, следует:

  • Зачистить металлические конструкции от грязи, пыли и остатков масла.
  • Убрать старое лакокрасочное покрытие (используется химический или механический способ очистки).
  • Зачистить слой ржавчины, которая образуется за время эксплуатации.
  • Поверхности нужно обезжирить с помощью специального растворителя.
  • Очищенный металл грунтуют, подсушивают и окрашивают новой краской.
Технология покраски может показаться очень простой, но не спешите с выводами. Конструкции мостовых и башенных кранов могут находиться на большой высоте. Как правило, все работы проходят в солнечную и теплую погоду с использованием скалолазного оборудования.

Все элементы крана, представляющие максимальную опасность, окрашивают только в виде специальной черно-белой зебры или желтых полосок. Данная особенность связана с обеспечением безопасности рабочих. Покраска оборудование осуществляется раз в 2 года или реже. Все зависит от условий эксплуатации.